Полховско — Майданская роспись

OLYMPUS DIGITAL CAMERAМастер Владимир Юртов

Село Полховский Майдан — родина Полховско- Майданской росписи.

История Полховского Майдана уходит в глубь веков. В 1667 году, после подавления восстания под руководством Разина, на берегу реки Полховки для производства поташа прибыли ссыльные, которые и стали основателями Полховского Майдана. Полховмайданцы принимали активное участие в крестьянской войне под руководством    Е. И. Пугачева. После подавления ее в селе осталось 50 мужчин и 49 женщин. Через 111 лет (в 1883г.) в Полховском Майдане было 248 дворов, в которых проживало 718 человек.

В конце 18 века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную и бондарскую посуду. Стало развиваться надомничество. Скупщики, имевшие дело с надомниками-кустарями, не только приобретали у них нераскрашенные точеные изделия — «белье», но и снабжали их древесиной. В начале 20 века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий. Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин — кустарь Полин Павел Никитич, которого искусствоведы считают основоположником здешнего игрушечного промысла. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий нередко производились наемными работниками в мастерской хозяина. Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет: в замысловатом орнаменте легко узнавались цветы (розы, васильки), листья дуба и березы.

До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в армии Степана Разина была предводительница по имени Алена — бывшая крестьянка из под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под Темниковом, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. И на том месте, где погибла крестьянская атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот якобы ту самую алую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана. С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашеных изделий, а вместе с тем появились и художники, работавшие в новом виде росписи: Цветковы, Арбузовы, Рожковы и другие. Учили полх-майданцев раскраске точеных деревянных изделий масляными красками мастера из Загорска отец и сын Герасимовы, Твердов Петр Афанасьевич. Существовал этот вид художественной росписи с 1928 про 1934 годы. С 1933 года в селе начали красить посуду анилиновыми красителями. Технология росписи анилиновыми красками гораздо проще, а яркостью они превосходят масляные и клеевые краски.  В 1929 году Казаков Петр Ермолаевич и Авдюков Григорий Алексеевич организовали артель «Красная Заря» по производству деревянных изделий. Это были детские игрушки, матрешки, предметы домашнего обихода: пирамиды, поставки, солонки, «грибы», бочата и многое другое. В 1961 году Полховско-Майданская артель получила название фабрики игрушек «Красная Заря».

С организацией фабрики расширился ассортимент выпускаемых изделий, было восстановлено производство забытых видов: шкатулки, тарелки, чашки, балалайки, «Русская тройка» и др. В 1971 году фабрика выпускала до 350 наименований художественно- токарных изделий. Сувениры фабрики пользовались большим спросом во Франции, Англии, Дании и других странах. Производственно-художественное  объедине-ние  «Полховско-Майданская  роспись» прошло процедуру банкротства, на этих площадях создано 000 «Полховско-Майданская роспись». Но промысел не умер, он опять как и в старые времена перешел в надомничество. В районе токарным промыслом и сопутствующим бизнесом занята треть работоспособного населения района.

В настоящее время я  продолжаю традиции полховско – майданской росписи. Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия – тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полховско – майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки»,_«пестрение», «домики». Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам , ног и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.

Мастер полховско — майданской росписи  В. В. Юртов

 

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

Написать комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: